Ночь в музее
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ» В САДУ «ЭРМИТАЖ»
На один день cад «Эрмитаж» станет площадкой образовательного фестиваля «Открытые лекции», который пройдет при поддержке «Афиша Daily». С 15:00 до 21:00 представители ведущих московских музеев и культурных институций познакомят всех желающих с самыми разными взглядами и подходами к явлениям, вещам, событиям. Здесь можно будет узнать последние новости из жизни космоса и вселенной, познакомиться с художниками- визионерами, поговорить о городской антропологии и даже новыми глазами на «Черный квадрат» Казимира Малевича. Среди участников фестиваля – куратор фестиваля «Политех» Ольга Вад, режиссер, художник и куратор Вера Мартынова, фотограф Игорь Мухин, историк искусства Андрей Сарабьянов, директор первого в России Музея дизайна Александра Санькова, арт-критик Сергей Хачатуров и другие. Завершится фестиваль кинопоказом под открытым небом, который пройдет с 21:00 до 22:00.
14.00 – 15.00
Выступление в Саду участников Поп-ап фестиваля (хор/оркестр/театр)
15:00 – 15:30
Дискуссия «(Бес)чувственный город» / из цикла «Разговор в городе» / Музей Москвы
Большой город – это пространство общения и гиперсвязей, анонимности и отчужденности, источник энтузиазма и причина нервных расстройств. Как мы «обживаем пространство» мегаполиса и что делает его «своим»? Как воздействует город на своих жителей, что вызывает у них стресс и чувство уязвимости? Как существовать в среде, которая все время меняется? Что мы запоминаем о мегаполисе и что ежедневно теряем?
Участники: Мария Фадеева, архитектурный критик, преподаватель школы «МАРШ»; Дарья Варламова, журналист, соавтор книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителей большого города»; Егор Исаев, сотрудник Лаборатории публичной истории, преподаватель Высшей школы экономики
15:30–16:00
Сергей Хачатуров
«Тропой готического вкуса» / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
В эпоху Екатерины II существовало уникальное явление: «готический вкус». Одним из его адептов был великий зодчий Василий Баженов. О тайнах и парадоксах этого направления, о его связи с детективами и сказками Джоан Роулинг расскажет куратор выставочного проекта «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», открытого в Музее архитектуры и фонде IN ARTIBUS.
Сергей Хачатуров – арт-критик, теоретик, куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории русского искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
16:00–16:30
Ольга Вад
«Новые медиа в искусстве: экзоскелеты, чайный гриб и песчинка из пустыни Сахары» / Политехнический музей
Как научные идеи и технологические разработки оказываются в контексте художественных проектов? Вы узнаете о роботическом перформансе «Инферно» канадских художников Луи-Филиппа Демера и Вилла Ворна, в котором зрителям предлагается выйти на сцену в экзоскелетах. Проект «Инферно» ставит вопрос о природе контроля – вынужденного или добровольного, реального или вымышленного, – а также является художественной рефлексией на появление новой технологии, позволяющей человеку преодолеть силу притяжения. Перформанс можно увидеть на фестивале «Политех» 27–28 мая.
Ольга Вад – искусствовед, куратор фестиваля «Политех», дискуссионной программы Международного фестиваля кино о науке и технологиях 360° и спецпроектов дирекции образовательных программ Политехнического музея
16:30–17:00
Наталья Фукс
«Искусство будущего – кто такое художники визионеры?» / Государственный центр современного искусства
Искусство будущего тесно связано с последними технологическими и научными разработками, ведь именно технологии и научные достижения стали современным средством выражения для художников-визионеров. Так, например, область исследования австралийского инженера, ученого и художника Гая Бен-Ари – кибернетика и робототехника, а японский художник Риоджи Икеда создает свои гигантские инсталляции, вдохновляясь общением с учеными из Европейской организации ядерных исследования (CERN), где физики и инженеры исследуют фундаментальную структуру вселенной. Эти и многие другие авторы связывают с своем творчестве футуристические представления с повседневной реальностью.
Наталья Фукс – искусствовед, исследователь новых медиа, куратор проекта «Опыты аудиовизуального» Государственного центра современного искусства, занималась развитием основного проекта «МедиаАртЛаб» Медиа Форума Московского международного кинофестиваля, международными коммуникациями австрийского фестиваля sound:frame.
17:00–17:30
Игорь Мухин
«Как фотографировать Москву» / Мультимедиа Арт Музей, Москва; Московская школа фотографии и мультимедиа им. А.М. Родченко
Москва живет в быстром темпе: как изменились люди, одежда, город, ощущения – какая она, повседневная жизнь города, и как ее передать с помощью фотокамеры? «В середине 90-х годов передо мной встал стратегический вопрос, – говорит Мухин, – стоит ли продолжать снимать путешествуя или, поменяв стратегию, попробовать вести повествование о городе, где родился и живу. Итогом этой работы стала книга «МОЯ МОСКВА», вышедшая в 2012 году в трех европейских издательствах».
Игорь Мухин – российский фотограф, преподаватель московской Школы Родченко, автор проектов «Молодёжь Большого города», «Советская скамейка», «Фрагменты советской наглядной агитации», «Советские детские площадки», «Влюбленные в Париже», «One day in Latvia», «Альтернативная культура 80-х».
17:30–18:00
Андрей Сарабьянов
«Открытие авангарда, или Малевич по-новому» / Еврейский музей и центр толерантности
Cегодня русский авангард открывается заново, а работы Малевича, Кандинского, Татлина и других авангардистов приобретают новое значение. Современная жизнь сама подсказывает смыслы, заложенные художниками-новаторами в простые и лаконичные формы, в свободные и полные энергии цвета. Осознается многослойность и многозначность произведений. Как открыть для себя путь к этому особенному и притягательному искусству? Как искусство авангарда создавало свои символы и совершало открытия?
Андрей Сарабьянов – историк искусства, один из авторов «Энциклопедии русского авангарда», главный куратор Центра авангарда Еврейского музея и центра толерантности, создатель выставочного проекта «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев».
18:00–18:30
Александра Санькова
«Советский дизайн 1950–1980. Частные истории вещей и людей» / Московский музей дизайна
У каждого предмета в нашей квартире или на даче есть своя история, своя концепция, дизайнер и инженер. В то время как на Западе дизайнеры становились супер-звездами, их советские коллеги работали в специальных художественно-конструкторских бюро практически анонимно. Но самое интересное кроется в обыденном, в том, что мы видим каждый день, а именно – в истории с детства знакомых вещей и их создателей.
Александра Санькова – дизайнер, директор и основатель Московского музея дизайна, куратор лекционных программ и выставочных проектов, среди которых «Дизайн упаковки. Сделано в России», «История кино в киноплакате», «Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма», «Легенды датского дизайна» и др.
18:30–19:00
Дискуссия «Космос all inclusive: как заработать на космической станции» / Музей космонавтики
Модератор: Виталий Егоров
ТАСС сообщает: в свете все нарастающего интереса к космическому туризму было выдвинуто предложении о переоборудовании отдельных модулей Международной космической станции и создании на ее основе настоящего космического отеля. Возможно ли это - обсудят эксперты.
Виталий Егоров – сотрудник российской частной космической компании «Даурия Аэроспейс», ведущий блога Zelenyikot, лектор, известный популяризатор космонавтики.
19:00 – 19:30
Катя Бочавар
«Заземление – искусство за пределами Третьего кольца» / Галерея-мастерская «ГРАУНД» Выставочных залов Москвы
Современный куратор может быть ученым, исследователем, политиком, художником, транслируя собственные взгляды и результаты поисков в самых разных по жанру проектах. Как работать с выставочным пространством и привлечь зрителя на выставку современного искусства? Вы узнаете, зачем создавать галереи «на районе» и что такое «тотальная инсталляция» сегодня.
Катя Бочавар – художник, скульптор, куратор, архитектор. Соавтор перформанса (совместно с Андреем Бартеневым) «БЕЛАЯ РАДУГА НАД СТОЛОМ. Мюзикл просроченных продуктов», дизайнер российского павильона 53-й Венецианской биеннале современного искусства, архитектор выставок гибридного искусства LEXUS HYBRID ART, куратор выставочного проекта ГРАУНД. Лауреат Премии Курехина.
19:30–20:00
Алексей Масляев «Что нового? Молодое поколение современного российского искусства в поисках себя» / Московский музей современного искусства
На первый взгляд, молодых художников сегодня объединяет только стремление заниматься искусством в ситуации, когда все этому сопротивляется. Актуальное – переходное – состояние системы искусства и ее ограничения побуждают искать новые возможности для самореализации, формирования идентичности, стратегий действия и сценариев выживания. Какие они? Это субкультурная и этническая принадлежность, уличное и пластическое искусство, бунтарская, вызывающая неряшливость панка и постсоветское наследие, квазинаучная методология, язык и многое другое.
Алексей Масляев – куратор, культуролог, сотрудник образовательного отдела Московского музея современного искусства; куратор выставок «Поддерживающие действия», «Я всегда знал, что мы встретимся», «Позволь мне быть частью нарратива», «Завтра воды не будет», «Дагестан. Не на продажу», «Образы музея» и др.
20:00–20:30
Илья Созонтов и Андрей Гречко
«Перевернутый класс» / Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы
Немного о том, что такое система «перевернутого класса», как изучать обществознание по текстам Oxxxymirona, но больше о том, как создать бизнес на услугах, сделав людей счастливыми.
Илья Созонтов и Андрей Гречко – сооснователи проекта LUDI, образовательного центра подготовки экзаменам. Репетиторы – выпускник философского факультета МГУ и выпускник факультета социальных наук ВШЭ – создали уникальную систему, в которой нет лекций, а активная работа преподавателей с детьми помогает бороться с выгоранием и скукой.
20:30–21:00
Вера Мартынова «Синтезируя искусства. Новое пространство в старом городе» / Новое Пространство Театра Наций
Как можно соединить в одном пространстве литературу и танец, перформанс и архитектуру, музыку и кинематограф и что из этого может получиться? Как культурные институции могут формировать вокруг себя городской контекст и зачем это нужно специалистам и просто прохожим?
Вера Мартынова – художник и режиссер, куратор Нового Пространства Театра Наций. Была художником «Гоголь-центра», сценографом, художником по костюмам и перформером Лаборатории Дмитрия Крымова, резидентом программ Уотермилл-центра Роберта Уилсона. Лауреат премий «Золотая трига» Пражской квадриеннале, Эдинбургского международного фестиваля искусств, «Золотая маска» в номинации «Лучший театральный художник». Преподает в школе-студии МХАТ, РАТИ (ГИТИС) и Британской высшей школе дизайна.
21:00–22:00
Препдпоказ отрывков из будущего фильма Олега Кулика о «самом диком фестивале планеты» – парада инсталляций, рейвов и тусовок. Фильм представят автор фильма, художник Олег Кулик и редактор «Афиши» Филипп Миронов. Начавшись с сжигания деревянного человека на пляже Сан-Франциско в 1986-м, «Горящий человек», по словам Кулика, сегодня стал «прощанием с человеческим… люди едут в место с самыми невыносимыми условиями и устраивают там космическую демократию». Ночью в саду вы увидите фотоснимки Данила Головкина – о людях и атмосфере этого мероприятия в пустыне, а также сможете послушать дискуссию о том, что такое современный перформанс, о самых интересных инсталляциях. Участники встречи: Олег Кулик, Филипп Миронов.
Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы
Главный информационный мобильный сервис регионов России